Наша группа


Воспитание и обучение детей дошкольного возраста проводится по Основной образовательной программе дошкольного образования.

Программа  реализуется в образовательном учреждении на основе:

- основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Истоки», разработанной коллективом авторов сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца; допущенной Министерством образования РФ

Образовательная программа учреждения обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художествен­но-эстетическому.

 

Девиз группы

Ягодку сорвать легко,

Ведь растёт недалеко,

В группу нашу загляни-ка,

Там созрела земляника…

Эти ягодки все знают,

И смеются и играют,

Сладенькие, как конфетки

Это точно-наши детки!

Среда обладает мобильностью и изменчивостью, быстро реагируем на изменяющиеся и формирующиеся потребности и возможности детей. Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми, сверстниками в наиболее важных сферах жизни, позволяет включить в активную познавательную деятельность всех детей группы.

Деятельность в нашей группе №3 «Ягодки» направлена на реализацию основных  задач дошкольного образования, поэтому, мы выделили несколько направлений развития, которые разделили на ведущие виды деятельности дошкольников.

Коммуникативно-личностное развитие 

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства   принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Включает в себя:

Игровую деятельность

Содержание «Игровой деятельности» направлено на достижение целей самореализации и самовыражения, включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-   развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 Для дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.        

Специфика реализации данной деятельности заключается в следующем:

- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений;

- значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей. 

Элементарная трудовая деятельность

Содержание «Элементарной трудовой деятельности» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей  и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

При организации трудовой деятельности детей необходимо учитывать следующее:

-формы работы, формы организации детей и  объем нагрузки по освоению ручного труда ;

-значительное уменьшение примерного объема нагрузки по возрастной вертикали в процессе самообслуживания детей обусловлено повышением качества выполнения процессов самообслуживания, ростом их умелости, организованности, самостоятельности и пр.;

-решение задачи по освоению процессов самообслуживания   осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

Познавательное развитие

направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях. Объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность

Содержание  «Познавательно-исследовательской деятельности» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

-  сенсорное развитие;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса.

Деятельность конструирования из различных материалов

Содержание  «Деятельности конструирования из различных материалов» направлено на достижение целей развития у детей в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей, дети овладевают  техническими способностями, что очень важно для всестороннего развития личности, через решение следующих задач:

- осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов;

- овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм;

- понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строить её как по горизонтали, так и по вертикали;

- осознавать свойства песка, снега путём сооружения из них построек; дополнять постройки игрушками.

При реализации необходимо учитывать следующее:

- для развития мотивации детей необходимо обеспечить поддержку инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Речевое развитие

 направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коммуникативная деятельность

Содержание «Коммуникативной деятельности» направлено  на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах  детской деятельности;

-  практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.),  так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

- собственно речи (ее фонетико-фонематического и  лексико-грамматического компонентов);

- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления  в разговор, поддержания и завершения общения);

- невербальных средств (адекватное использование мимики,  жестов).

Деятельность восприятия художественной литературы и фольклора

Содержание «Деятельности восприятия художественной литературы и фольклора» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);

- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);

- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе)

Художественная литература и фольклор, являются видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции воспитания детей дошкольного возраста.

Главная миссия - воспитание в ребенке читателя, который «начинается»  в дошкольном детстве…

Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации являются: 

1.     формирование круга детского чтения;

2.     организация процесса чтения.

Художественно-эстетическое развитие направлено на

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности  детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность

Содержание "Изобразительной деятельности" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-  развитие детского творчества;

-  приобщение к изобразительному искусству.

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

Общеразвивающая направленность  содержания (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Музыкальная деятельность                                         

Содержание «Музыкальной деятельности» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

При организации музыкально-художественной деятельности детей необходимо учитывать следующее:

- время, отведенное для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных моментов не учитывается в общем объеме образовательной нагрузки.

Разнообразие задач, решаемых в музыкально-художественной деятельности, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой - многомерной природой музыки. В процессе восприятия, исполнения музыки и детского творчества реализация данного принципа предполагает расширение спектра задач, связанных с:

- процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

- развитием психических процессов - мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

- приобретением знаний о музыке,   расширением музыкального кругозора.

Физическое развитие

направлено на развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни…

Двигательная деятельность

Содержание «двигательной деятельности» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к подвижности, активности, занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение  следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-  формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

 

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.